19 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения Евгения Токмакова — актера театра и кино, режиссера, педагога, заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, народного артиста Чувашской АССР, человека, чей вклад в историю Русского драматического театра неоценим.
Предлагаем вашему вниманию статью сотрудника Государственного архива современной истории Чувашской республики Кочешковой Вероники Геннадьевны, посвященную знаменательной дате.
Евгений Алексеевич Токмаков родился 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1884 г. в г. Кузнецке Кузнецкого уезда Томской губернии (ныне Новокузнецк Кемеровской области). С детства он мечтал посвятить себя музыке, и поступил в уездное училище родного города. Во время учебы в музыкальном училище пел в церковном хоре. Тогда же Евгению повезло познакомиться со своим кумиром — великим Федором Шаляпиным. Из-за проблем со связками Евгений Токмаков был вынужден бросить пение и заняться педагогической деятельностью.
Позднее Евгений Алексеевич переехал в г. Москву и увлекся драматическим искусством. В 1908 г. он окончил Московское музыкально-драматическое училище Филармонического общества, в 1918 г. — драматическую студию при Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Е. А. Токмаков работал актёром в разных театрах столицы: в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской (1918, 1923?1925), в Педагогическом (1919?1920, 1922), Областном драматическом (1922?1924), Государственной драматической профклубной мастерской — Клубном театре (1927?1930), труппе Второго МХАТа (1930?1934). В московский период Е. А. Токмаков снялся в небольших ролях в нескольких художественных фильмах: «Избушка на Байкале», «Герои домны», «Золотое руно», «Рваные башмаки» (1930?1934). До приезда в Чувашию он руководил студией Омского Пролеткульта и Колхозно-совхозным театром г. Балашов Саратовского края.
В 1937 г. дирекция Русского драматического театра пригласила Евгения Алексеевича Токмакова в г. Чебоксары. В 1930-е гг. чувашский и русский коллективы работали под одной крышей Чувашского государственного академического драматического театра и тесно сотрудничали. Опытного, зрелого мастера назначали художественным руководителем сразу двух артистических трупп (1937?1940). Е. А. Токмаков возглавил театр в трудное для него время, когда не хватало профессиональных артистов, часто менялись режиссеры и руководители. Е. А. Токмаков начал преподавать мастерство актера в студии при театре, знакомить с системой Станиславского, менять устоявшиеся методы и избавляться от штампов на сцене.
Основными спектаклями Токмакова в чувашской труппе можно назвать «Т?п?нче» (На дне) М. Горького (1938), «Василиса Мелентьева» (1940) и «Белугин авланни» (Женитьба Белугина) (1941) А. Островского.
С 1940 г. Е. А. Токмаков возглавлял Русский драматический театр Чувашской АССР (далее РДТ) в качестве художественного руководителя, а в 1950—1955 гг. — как главный режиссер.
Время под руководством Евгения Токмакова стало для русского драмтеатра творческим взлетом. Несмотря на существующие проблемы и трудности, ему удалось сплотить коллектив, обогатить репертуар высокоидейными спектаклями и поднять их художественный уровень. Первым спектаклем в постановке Е. А. Токмакова на сцене русского театра стал «Дети солнца» М. Горького (1938), который можно смело назвать поворотным.
Даже во время Великой Отечественной войны 1941?1945 гг. работа в театре не прекращалась: в репертуаре появляются постановки на патриотическую тему по произведениям К. Симонова, А. Корнейчука, Н. Погодина. В 1943 г. Евгений Алексеевич поставил спектакль по произведению чувашского драматурга П. Осипова «Айдар» об истории чувашского народа.
Е.А. Токмаков принял русскую труппу, в которой уже работали одаренные артисты: Б. И. Праудин, Э. А. Кронберг, М. М. Тихонова, А. А. Дуняк, В. М. Гудкова, Л. И. Козоровицкий и другие. Среди актёров, пришедших в РДТ по приглашению Токмакова: Е. И. Оболенская, А. Я. Григорова, А. А. Гусев, Г. А. Гусев, М. Е. Западин, Н. Н. Соколова, И. Ф. Пустовойтов, М. Е. Каширская, И. Б. Николаевская, Б. Л. Савич. «Их творческий расцвет пришелся на 40?60 гг., и не случайно, что именно это время зрители старшего поколения называют «золотым веком Русского театра», — указывают авторы буклета, созданного к 70-летию РДТ. (
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2916. Оп. 1. Д. 32. Л. 2.)Благодаря таланту режиссера и руководителя Е. А. Токмакова труппа постепенно стала театром единой школы. Из блестящего созвездия дарований он сплотил монолитный творческий коллектив, в живой и живительной среде которого смогли вырасти настоящие корифеи сцены. В театр Токмакова после Института им. И. Е. Репина приехал Е. Е. Бургулов, первый в республике театральный художник с академическим образованием, чей талант живописца, оформителя и педагога в последствие во многом определили формирование в республике академической художественной школы. Постановки, оформленные Е. Е. Бургуловым в РДТ: «Бесприданница» А. Островского, «Три сестры» А. Чехова, «Вей, ветерок!» Я. Райниса, «Интервенция» Л. Славина, «Король Лир» В. Шекспира, «Сын века» И. Куприянова, «Мещане» М. Горького, «Свет далекой звезды» А. Чаковского и другие.
При руководстве Токмакова интересные спектакли в РДТ создавали режиссеры М. С. Бурмистров, С. С. Мартягин, Г. А. Морев, В. П. Романов и другие. Был приглашен друг и соратник Токмакова по труппе Второго МХАТа В. С. Фотиев, который работал режиссером-постановщиком РДТ в 1949—1952 гг. Среди спектаклей Фотиева: «Два лагеря» А. Якобсона, «Иван да Марья» В. Гольдфельда, «Пушкин» Д. Деля, «Директор» С. Алёшина, «Накануне» И. Тургенева, «Поют жаворонки» К. Крапивы, «Не ваше дело» В. Полякова, «Зыковы» М. Горького, «Вас вызывает Таймыр» К. Исаева и А. Галича, «Семья» И. Попова, «Молодой человек» Г. Мдивани и А. Кирова.
Токмаков-наставник вырастил высокопрофессионального режиссера из актёра А. М. Мудрова. Среди постановок Мудрова в РДТ: «Вей ветерок» Я. Райниса, «Сын Рыбакова» В. Гусева, «Что же такое счастье?» Н. Терентьева, «Блудный сын» Э. Раннета, «Стряпуха» А. Софронова, «Вей, ветерок» Я. Райниса, «Свет далёкой звезды» А. Чаковского, А. Павловского, «Беспокойная должность» А. Кожемяки, «Сплошные неприятности» В. Бахнова, Я. Костюковского, «Дядя Ваня» А. Чехова, «В сиреневом саду» и «У лесного озера» Ц. Солодаря, «Верю в тебя!» В. Коростылёва, «Один колос ещё не хлеб» И. Назарова, «Дженни Герхардт» Т. Драйзера, «Люди в шинелях» И. Рачады, «Чужая голова» М. Эме, «Передавай улыбку» Ф. Камова и А. Макеева и другие. В соавторстве с Е. А. Токмаковым: «Беспокойная старость» А. Рахманова, «Одна» С. Алёшина, «Одна ночь» Б. Горбатова и другие.
В период работы Е. А. Токмакова и его знаменитой, состоящей из творцов-единомышленников, «токмаковской гвардии» РДТ переживал свой расцвет, тот самый «золотой век». Спектакли в постановке Евгения Токмакова навсегда вошли в историю русского театра республики: «Дети солнца» (1938), «Егор Булычёв и другие» (1947) и «Последние» (1950) М. Горького, «Горячее сердце» (1949), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1951), «Бешеные деньги» (1952), «Грех да беда на кого не живёт» (1954) А. Островского, «Три сестры» А. Чехова (1952), «Дворянское гнездо» по И. Тургеневу (1949), «Разлом» (1949) и «Голос Америки» (1950) Б. Лавренева, «Обыкновенный человек» Л. Леонова (1944), «Роковое наследство» Л. Шейнина (1949), «Потерянный дом» С. Михалкова (1951), «День чудесных обманов» Р. Шеридана (1949), «Евгения Гранде» О. де Бальзака (1952) и другие. В постановках «На берегу Невы» К. Тренёва (1940) и «Кремлёвские куранты» Н. Погодина (1941) Токмаков показал вождя революции В. И. Ленина. Это было большим событием для Русского театра и для чувашского театрального искусства в целом. «…Е. А. Токмаков осуществил постановку спектакля, — пишет Н. Каленов о «На берегу Невы» в заметке «Лениниана» в специальном выпуске газеты «Русский драматический театр Чувашской АССР» (1982), посвященной награждению театра орденом «Знак Почета», — в котором стремится выразить, как ленинские идеи — ясные, понятные, пламенные — глубоко показать силу ленинского слова … Воплощению идеи спектакля во многом способствовал первый исполнитель образа В. И. Ленина в Чувашии артист Праудин Борис Индрикович». (
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2916. Оп. 1. Д. 27. Л. 5.).В 1955 г. после перенесенной болезни в возрасте 71 года Е. А. Токмаков ушел на заслуженный отдых. «Уже тяжело больным, оставив театр и уехав в Москву, Евгений Алексеевич до последних дней своей жизни живо интересовался театром, ростом актеров, репертуаром. — вспоминает М. Е. Каширская. — Он видел театр в будущем. Он хотел видеть коллектив на высоком уровне своего развития». (
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2916. Оп. 1. Д. 27. Л. 6об.).Известный педагог и режиссер, перевернувший жизнь русского драматического театра г. Чебоксары навсегда, Евгений Алексеевич Токмаков умер в г. Москве 24 сентября 1964 г.
Рядом с мужем и соратником театрального дела всегда была Анна Васильевна Дворкина, актриса РДТ в 1937—1958 гг., сыгравшая на чебоксарских подмостках ни один десяток ролей: Клеопатра Бардиных — «Враги» М. Горького, Дунька — «Любовь Яровая» К. Тренёва, Наталья Дмитриевна — «Горе от ума» А. Грибоедова, Калитина — «Дворянское гнездо» И. Тургенева, Крицкая — «Обрыв» И. Гончарова, Софья — «Последние» М. Горького, Фетинья Мироновна — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского, Чебоксарова — «Бешеные деньги» А. Островского, Диана Михайловна — «Не называя фамилий» В. Минко, Миссис Хардкэстль — «Ночь ошибок» О. Гольдсмита, Белугина — «Женитьба Белугина» А. Островского, Н. Соловьева, Зайчиха — «Грех да беда на кого не живет» А. Островского. Матрена — «Власть тьмы» Л. Толстого, Агафья — «Поднятая целина» М. Шолохова, Леена Туйск — «Блудный сын» Э. Раннета, Мария Васильевна — «Дядя Ваня» А. Чехова и другие.
Многочисленные заслуги Е. А. Токмакова были высоко оценены в республике: в 1942 г. он получил звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР», в 1947 г. — «Народный артист Чувашской АССР». Он был награждён орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941?1945 гг.». В г. Чебоксары улица и переулок названы именем Евгения Алексеевича Токмакова.
Читать статью