Сергей Юнганс: "В Чебоксарах моя маленькая лаборатория..."
Журнал "Страстной бульвар, 10" (г.Москва)
Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Лица
Все последние сезоны Русского драматического театра г. Чебоксары проносятся под знаком гастролей. Казань, Киров, Ижевск, Дзержинск, Стерлитамак, Рыбинск, Кинешма, Йошкар-Ола, Кострома... Работы Сергея Юнганса прочно закрепились в гастрольном репертуаре. Тридцатилетнего режиссера из Екатеринбурга уже можно смело назвать своим. Его «Орфей и Эвридика» Ж. Ануя, «Безымянная звезда» М. Себастьяна, «Блондинка» Д. Фо и «Птица Феникс возвращается домой» Я. Пулинович - яркие образцы нового поколения спектаклей театра. Чебоксарские зрители даже не подозревали, что давно знакомые им актеры могут настолько свободно двигаться.
Сергей Юнганс начинал учебу в Нижегородском театральном училище им. Е. А. Евстигнеева (мастерская заслуженного работника культуры России Льва Белова), перевелся в Казанское (курс заслуженного работника культуры Татарстана Татьяны Корнишиной). Был приглашен в Алма-Ату в Государственный академический русский театр драмы им. М.Ю. Лермонтова. Окончил режиссерское отделение Екатеринбургского театрального института (мастерская народного артиста России, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» Кирилла Стрежнева). Стажировался в театрах Польши, Германии, Франции, Турции, Сербии, Гонконга. В детстве занимался вокалом, хореографией и скрипкой. Мама, ныне работающая в Германии, училась актерскому мастерству у Льва Додина и с детства воспитывала у сына хороший театральный вкус.
Сегодня Сергей Юнганс - режиссер Свердловского театра музыкальной комедии, где поставил фантазию «Роман с Парижем» (2013), два акта с музыкой «Резиновый принц» (2013), русскую версию оперетты И. Штрауса «Венская кровь» (2015), новогоднее представление «Вовка в 3Dевятом царстве» (2015). Также в творческом арсенале молодого постановщика музыкальный экспромт «OFF and BAHH» в Новоуральске (2011), драма «DELFin» в Учебном театре своего института (2009), постановочные опыты в Свердловской детской филармонии, среди которых концерт-путешествие по детским мечтам «Екатерина. Сон первый» (2014) и пластический спектакль «Сорок первый... Выпускной» (2015).
- Сергей, чем вас привлекла наша труппа?
- В Чебоксарах моя маленькая лаборатория. С вашими актерами очень комфортно работается. Следуя традициям русского классического театра, они, вместе с тем, легки на подъем и открыты для экспериментов. С интересом осваивают новый для них язык пластики, посещают танцевальные занятия. Причем речь идет не только о молодом поколении, но и о мэтрах. Такое профессиональное рвение, желание поиграть по другим правилам дорогого стоит. Безусловно, во многом это заслуга мудрого руководства - директора, заслуженного работника культуры Чувашии Светланы Михайловны Ермолаевой и главного режиссера, народного артиста Чувашии Владимира Алексеевича Красотина, которые не побоялись доверить мне труппу, за что я им бесконечно благодарен. Мне вообще невероятно повезло с «наставниками». В Екатеринбурге это мой педагог и главный режиссер театра Кирилл Савельевич Стрежнев.
- Воспринимаете ли вы актеров как своих соавторов?
- Я сам в прошлом актер, и о каком-либо соавторстве говорить трудно. Актеры - это механизмы, отвечающие за сотворение на сцене некоего действа, придуманного режиссером. Конечно, на их плечах лежит огромная ответственность от первой читки до премьеры. Но доминантой в постановочном процессе выступает все-таки режиссер.
- Допустимо ли, на ваш взгляд, деление спектаклей на прогрессивные и традиционные?
- Театр бывает живой и неживой, талантливый и бездарный. И неважно, какими приемами он оперирует. Если спектакль выдержан в строгих классических формах, это вовсе не значит, что он стар и неактуален. Точно так же как не всегда спектакль, поставленный с изобилием современных «наворотов», будет звучать действительно современно.
- Вам приходится работать как на музыкальной, так и на драматической сцене. Где труднее?
- Труднее на драматической. Но на ней и увлекательнее! В музыкальном театре режиссура менее важна. В оперетте есть вокальная строчка с четкой интонационной основой и оркестровая партитура с прописанными штрихами, динамикой, фразировкой, и все это уже складывается в определенную картину. Поэтому даже если самый заурядный солист выйдет и споет наизусть свою партию, он все равно будет внутри материала. А если драматический актер просто произнесет заученный текст, то это не станет тем произведением, которое создал автор. На драматической сцене все зависит от режиссера, который сам расставляет акценты и ищет в пьесе точки опоры.
- Ваши драматические спектакли можно назвать настоящими танцевально-пластическими сюитами. Актеры не просто двигаются, а исполняют развернутые хореографические номера с набором технически сложных комбинаций, поддержек и поистине цирковых трюков. А Оксана Ананьева, исполнительница роли Моны в «Безымянной звезде», даже надела балетную пачку и встала на пуанты, одержав победу в XVII Республиканском конкурсе «Узорчатый занавес» в номинации «Лучшая женская роль»...
- Движение, будь то пластика, танец или акробатика, как и все остальные элементы постановочной лексики, помогает мне выразить свою мысль. Отдельное спасибо хореографам Ирине Гавриловой, заслуженному работнику культуры Чувашии Светлане Красновой и Альбине Юлмасовой, с которыми мне посчастливилось работать. Это настоящие профессионалы своего дела. Мы стараемся вовлечь в сценическое действо всех, от исполнителей главных ролей до участников массовки, чтобы у каждого, даже «бессловесного» персонажа, была своя история. У нас нет второстепенных героев. Кстати, Ирина Гаврилова, солистка известного в Чебоксарах шоу-балета «Nota «G», сама превосходно двигается, так что актеры фактически получают мастер-классы по современному танцу.
- На XII Международном фестивале русских театров России и зарубежных стран «Мост дружбы», прошедшем в Йошкар-Оле в конце 2015 года, ваш спектакль «Блондинка» по пьесе Д. Фо «Не играйте с архангелами» был удостоен специального диплома жюри «В поиске новой формы». Как вы думаете, почему именно такая формулировка?
- Чебоксарская труппа участвует в фестивале уже не первый год. Возможно, на этот раз члены жюри открыли актеров с новой, неожиданной стороны и оценили их попытку поговорить с публикой на непривычном для них самих языке.
Митина Мария673 просмотра