
«С годами я понял, что мелочей в нашей работе не бывает…»
О карьере, жизни, театре культурный обозреватель Мария Митина поговорила с главным художником РДТ, народным художником Чувашии — Владимиром Шведовым.
Сериал «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», снятый в 2000-х годах известным кинорежиссером Светланой Дружининой, можно назвать настоящим показом мод. Именно костюмы — роскошные, исторические, с цветастыми каменьями, мехами и кружевами — являются на экране главными документами эпохи, а потому работать над ними было доверено лучшим мастерам страны. Народный художник Чувашии Владимир Шведов, отметивший 2 августа 70-летний юбилей, — один из них. В частности, именно он создал две короны для народной артистки СССР Инны Чуриковой, сыгравшей императрицу в фильме «Виват, Анна Иоанновна!», получившем приз на I Международном кинофестивале «Золотой Феникс». Но в первую очередь Владимир Степанович — личность, конечно же, театральная.
Оформленные им спектакли, не раз побеждавшие в Республиканском конкурсе «Узорчатый занавес» в номинации «Лучшая сценография», не похожи друг на друга ни по эстетике, ни по стилистике, ни по расстановке смысловых акцентов. Рядом с кадрами немого кино, проступающими сквозь монотонную серость дощатых стен в пьесе Максима Горького «Фальшивая монета» (2013), тихо вздыхает от тягот военного времени бедная русская глубинка в драме по повести Бориса Вахтина «Синяя-синяя речка» (2014). Эту работу высоко оценили не только в Чебоксарах, но и в Йошкар-Оле на XI Международном фестивале русских театров России и зарубежных стран «Мост дружбы».

Особый интерес вызвало сценографическое решение постановки. «Фактура спектакля волнует своей природностью, без символических премудростей и примесей, словно пышнотелая, веснушчатая крестьянка на сеновале, чьи руки пахнут молоком и хлебом, — отмечали в московском журнале „Страстной бульвар“. — Эффект усиливает хромой, чуть покосившийся плетень с парой невзрачных подсолнухов. Причем стоит набросить на него незатейливый камуфляж, как он превращается в окоп. Будто колебания натянутого нерва — назойливый скрип деревянных досок, раскиданных повсюду: на полу, в воздухе и даже под потолком, точно внезапно захлопнувшаяся крышка неприподъемного сундука. Они словно танцуют, наклоняясь под разными углами и образуя множество пространств внутри одного. Герои же обитают на бесчисленных помостах, что придает действу объем и раскладывает его по динамическим уровням. Невозможно не восхититься талантом Владимира Шведова, который при минимуме средств умудряется творить емкую, полнозвучную сценографию».
«С годами я понял, что мелочей в нашей работе не бывает, — говорит Владимир Шведов. — Каждая деталь дополняет большое, основное, создает образ…"Простая материя гоголевской «Женитьбы» (2016) с обаятельной незамысловатостью сценической обстановки контрастирует с буйством красок в комедии Карло Гольдони «Венецианские близнецы» (2017), где сцена буквально утопает в сочном итальянском солнце, щедро золотящем дель-артовские карнавальные маски на лицах актеров. Шик и помпезность интерьеров в пьесе Джеймса Голдмена «Лев зимой» (2009) оттеняют приглушенные тона и схематичность спектакля «Сказки матушки Мидоус» (2014), поставленного по произведениям детского американского писателя Джоэля Харриса. «Сцена здесь одета в сплошную эскизность. В пустыне белого полотна то и дело возникают миражи-очертания пней, стволов, ветвей, шалашиков, болотцев. Штрихом-броском падают веревочная лестница, ткацкий станок и кресло-качалка», — читаем на страницах журнала «ЛИК: Литература. Искусство. Культура».
