Русский Драматический Театр
Русский драматический театр
Касса  (8352) 57-29-83

Страсти. Чувства. Люди // Культурный Петербург. Сергей Ильченко

Уважаемые зрители!
Буквально неделю назад наш театр вновь посетил театровед, профессор Высшей школы журналистики Санкт-Петербургского университета, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения Сергей Николаевич Ильченко. В этот свой визит он просмотрел несколько премьер Русского драматического театра — «Тектоника чувств», «Солдат и Змей Горынович», «Повесть о настоящем человеке». Об увиденных спектаклях наш гость поделился на канале издания «Культурный Петербург». Предлагаем вашему вниманию статью.


Жизнь театроведа и главного редактора в очередной раз привела в славный волжский город Чебоксары, где предстояло увидеть спектакли уже знакомых коллективов столицы Чувашии — Русской драмы и театра кукол. И несмотря на температуру минус 25 градусов ниже ноля в зимние вечера в храмах Мельпомены прохлаждаться никак не пришлось. На подмостках бушевали отнюдь нешуточные страсти.

Человек и его страсти

Первый вечер случился в Русском драматическом театре, где играли недавнюю премьеру — «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Здесь снова обнаружилась мудрая линия директора коллектива Дмитрия Капустина на творческое содружество с петербургскими режиссерами. Постановку осуществила Светлана Свирко в дуэте с петербургской художницей Екатериной Гофман. И поначалу казалось, что преодолеть некую назидательность классического советского текста будет нелегко. И как в самом деле, сыграть те самые 18 дней, которые летчик Алексей Мересьев (Сергей Куклин) в буквальном смысле прополз на брюхе по вражеским тылам?

Режиссер предложила практически кинематографическое решение, разбив действие на эпизоды с главным героем и его воспоминаниями, связанными с теми, кто остался в тылу. И сей женский ансамбль артисток разных возрастов и разных темпераментов задавал человеческое измерение нечеловеческой истории. Поэтому и можно назвать первое действие «женским».

Тогда как второе отдано по преимуществу раненным защитника Родины, оказавшимся в одной палате с обезноженным Мересьевым. У каждого — своя рана, своя боль, в том числе и душевная. И потому жалко каждого, сочувствуешь каждому. Но сострадание постепенно меняется на восхищение и достигает кульминации в центральном эпизоде — монолога комиссара Воробьева. Вадим Валов в этой роли в очередной раз продемонстрировал мастерство в том, как он буквально «забрал» зал своим голосом и интонациями. Ведь именно его героя и в повести, и в спектакле и называют «настоящим человеком».

Эмоциональное напряжение в постановке нарастает к финальному эпизоду — невероятной сцене, воспроизводящей эпизод из Нюрнбергского процесса, где журналистом как раз и трудился Борис Полевой. Здесь есть и минута молчания, и невероятный перечень тех потерь, которых понес наш народ в Великую Отечественную. При этом цифра постепенно увеличивается более чем в два раза по сравнению с той, которую когда-то озвучил Н. С. Хрущев. И уж вовсе неожиданно как музыкальный «залп» прозвучала песня «Течет Волга» в исполнении всего актерского ансамбля. По прошествии взрыва эмоций, вспоминаешь: а ведь Алексей Маресьев сам был с берегов Волги, из города Камышин.

В театре мне рассказали, что спектакль видел сын Бориса Полевого. И он ему понравился.

Еще одна сказка

Русский драматический театр в Чебоксарах давно и по праву можно назвать центром по выпуску спектаклей для детской аудитории разных возрастных категорий. И вот случилось новое удивление и радостное знакомство — спектакль «Солдат и Змей Горынович», который поставил по собственной пьесе Андрей Белозеров (Казань).

В этом ярком и нацеленном на детскую аудиторию зрелище хочется отметить дуэт двух недавних дебютантов Русской драмы — Татьяну Борисову (Мелания) и Стаса Мишина (Солдат), будто сошедших с полотен Билибина, но невероятно живых и пластичных. А уж о чувстве юморе и говорить не приходится. Так написан текст пьесы о противостоянии этого дуэта и Змея Горыновича, который, в конце концов, перевоспитывается… в лучшую сторону.

Сергей Иовлев органичен в такой «злодейской» роли. Он умело вписывается третьим персонажем в главный дуэт сказки. У его героя вообще наличествует только одна голова. А по сему ему так хочется покоя и не суетной жизни. Его временами даже жаль: настолько Мелания и Солдат лихо обводят Змея вокруг пальца. А чтобы зрители постарше, пришедшие на спектакль с детьми, не скучали, есть в этой постановке и элементы музыкально-песенного ретро, напоминающие им о том, что и они когда-то были детьми. И их тоже водили на спектакли, поставленные по мотивам русских сказок.

Тектонический разлом

С невероятным трепетом автор ожидал просмотра недавней премьеры Русской драмы — спектакля «Тектоника чувств», который поставил по одноименной пьесе популярного драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта еще один петербургский мастер режиссуры Олег Куликов. Тем более, что в памяти были живые яркие картины мощного сценического действа годичной давности под названием «Братья Карамазовы» в режиссуре нашего земляка.

Нынче артистам разных поколений театра выпало серьезное испытание не только «одолеть» пьесу автора, явно наследующего традиции западной интеллектуальной драмы, но еще остаться не символами и функциями, но живыми персонажами, которые попали в плен некой «империи чувств».

Впрочем, в франкофонной традиции подобные пьесы — не новость, все они так или иначе могли бы называться «игра любви и случая». Жесткое и жестокое желание солидной мадам Дианы (Юлия Денина) отомстить своему возлюбленному Ришару (Андрей Аверин) задает старт интриги, в которую вовлечены «девушки из Румынии» Родика (Татьяна Володина) и Аника (Анастасия Селянкина). Именно им и предстоит обольстить красавчика Ришара и заманить его в ловушку Гименея. Стильность манер всех исполнителей подтверждается минимальным насыщением пространства сцены предметами быта. Но и здесь явный намек на кинотрадицию — зонтики и вешалки.

Поначалу вписывается в формат чувственных интриг и появление мадам Помрей (Лариса Былинкина), с которым на сцену проникает едва уловимый флер и аромат парижской жизни и соответствующих нравов.

Только невдомек заинтригованным зрителям, что именно она и есть главный виновник и «объект» усилий ее дочери Дианы, буквально разрывающейся между жаждой мести и возвращения любви от месье Ришара и чувством горечи от той стены отчуждения, которая выросла между нею и матерью. Все остальное уже неважно. Каждый из «пятерки» персонажей страдает на свой, психологический («русский») манер. И только мадам Помрей выглядит победительницей, которой так привычно и уютно в Париже.

И все же искренность чувств, несмотря на продемонстрированные тектонические сдвиги в направлении разлома семейной и любовной почвы человеческого бытия, оставляет финал спектакля за дуэтом Дианы и Ришара. Так решил режиссер. Но как решат для себя герои его спектакля, оба замершие на самом краю авансцены?

Я не стану раскрывать всех секретов того разговора, который состоялся у меня после спектакля с актерами, но они, скорее всего, внутренне готовы преодолеть наметившийся тектонический разлом чувств.

А свой, личный ответ зрители уносят с собою после спектакля…

Придется вернуться…

Вот так и прошли утренники и вечера рядом с Волгой. Уже объявлены новые премьеры, новые названия. Вновь звучат имена петербургских режиссеров. Осталось только набраться терпения. И готовится к этим ожидаемым встречам.

Сергей Ильченко

Чебоксары — Санкт-Петербург

Читать статью
Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.