Русский Драматический Театр
Русский драматический театр
Касса
(8352) 57-29-83
Межрегиональный театральный фестиваль им. Н. Д. Мордвинова «Волжская премьера»

Созвездие театров в столице Чувашии // интернет - портал «Мнение» Ларисы Каневской


Друзья, делимся с вами мнением эксперта XXV республиканского конкурса театрального искусства «Узорчатый занавес» Ларисы Михайловны Каневской о спектаклях — конкурсантах Русского драматического театра. Думаем, что вам будет интересно познакомиться с профессиональной оценкой и сравнить ее с собственными впечатлениями.

О СПЕКТАКЛЯХ — КОНКУРСАНТАХ

«ДЯДЯ ВАНЯ»

Спектакль режиссера Олега Куликова полон символизма и таинственных посланий внимательному зрителю. С задника сцены на своих героев иронично поглядывает очень живой портрет Антона Павловича Чехова. Уж сколько постановок по его произведениям гуляет по миру, наверное, сотни тысяч, и в каждую версию режиссеры, художники и артисты привносят что-то свое. Антону Павловичу не жалко — к талантливой молодежи он относился хорошо, хотя, в принципе, людей недолюбливал, особенно женщин.

Ни разу еще «Дяди Вани» не видели светлячков, а вот Русском драмтеатре они есть, и Соня (Екатерина Апполонова) бережно собирает их в банку — выходит «небо в алмазах». Потом этими светлячками воспользуется Елена Андреевна (Оксана Ананьева) для поиска ключей, заброшенных капризным профессором Серебряковым (Вадим Валов). Вадим Валов, виртуозно владея актерской техникой, лепит своего профессора, создавая колоритный образ большого дитятки, требующего круглосуточного внимания. Его Серебряков смешон и несчастен, делает нестерпимо несчастными окружающих. У «знаменитости» ни славы, ни денег, ничего толком, но в доме Войницких все вынуждены бросить свои дела и заниматься «мнимым больным». Лишь кокетливо бодрящаяся, манерная Мария Васильевна (Вера Боровкова) восторженно трепещет перед бывшим зятем. Они, плюс-минус, ровесники, и трепет ее, скорее, любовный.

В пьесе, как водится у Чехова — ни одной взаимной любви, но Дядя Ваня (Владимир Савельев) в спектакле Олега Куликова, пожалуй, несчастней всех. Упущенная когда-то в молодости возможность жениться на Елене Андреевне, ненависть к ее мужу профессору, отсутствие друзей (собутыльники не в счет), никаких перспектив — погружает его в депрессивно-нервное, взведенное состояние, словно он мысленно держит руку на курке. Естественно, «ружье» когда-то должно выстрелить. Дядя Ваня принаряжен, по случаю гостей, в светлый костюм в ожидании, вероятно, праздника, который не случится.

Доктор Астров (Сергей Куклин), кстати, тоже одет в безупречно светлый костюм, хотя круглосуточно мотается по грязному захолустью, навещая больных. Встретив редкую птицу в этих краях — Елену Андреевну (Оксана Ананьева), доктор в надежде зависает в доме Войницких. Елена, безусловно, привлекательная женщина, но в этой постановке — почти бесплотный ангел, так что увлеченным мужчинам ничего не остается, как спиваться от безысходности. Елена же добровольно приговорила себя к пожизненному заключению возле профессора, взвалила на себя крест и тщетно пытается веровать, но так искренне, как у Сони, у мачехи не получается. Кстати, спасибо режиссеру за выразительную сцену, где Соня с Еленой, помирившись на почве интереса к доктору, прыгают по-девчачьи на одной ножке, и обе почти счастливы.

Есть еще один почти счастливый персонаж, придуманный (или взятый из другой пьесы) режиссером — молодая девушка в роли Няни Марины (Татьяна Борисова). В силу возраста, ее отношения с доктором выглядят довольно двусмысленно, ибо чеховская нянька — «божий одуванчик». Марина заботлива и внимательна к Астрову больше, чем к другим. Коснувшись лица бреющегося доктора, она пытается в ладони сохранить на память отпечаток любимого. Подобной «репликой» режиссер закольцует финал, когда Елена Андреевна на прощание унесет в высоко поднятой руке свое нежное прикосновение к щеке Астрова.

Также из другой пьесы явился Работник (Станислав Мишин), по виду — Яша из «Вишневого сада», но он такой забавный, что только добавляет свежести постановке. Запомнился также артист Сергей Иовлев в роли обедневшего помещика Телегина. Этот трогательный беззащитный «Вафля» напомнил несчастную одинокую Шарлотту Ивановну из того же «Вишневого сада», пытающуюся всех развлекать, отрабатывая свой хлеб. Не знаю, ставил ли Олег Куликов «Вишневый сад», но, кажется, пьеса уже наполовину им освоена — во втором действии на сцене появляется игрушечный дом Раневской, окруженный цветущими вишневыми деревьями.

За неожиданные детали и яркие актерские работы можно простить режиссеру даже появление на сцене двух пластиковых чемоданов, будто чета Серебряковых отправляется не на вокзал, а в аэропорт. Это притом, что вся сценография спектакля вполне себе классическая — с усадебной мебелью, самоваром, буфетом и даже расставленными повсюду курами, настойчиво напоминающими о том, что речь идет о «сценах из деревенской жизни».

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ»

Режиссер-постановщик — Николай Навроцкий поставил спектакль по мотивам знаменитой книги советской писательницы Лии Гераскиной. Получилось ярко (художники-постановщики Елена Чиркова и Иван Мальгин, свет — Андрей Пермяков), весело, пластично (хореограф Ирина Гаврилова) и очень музыкально (репетитор по вокалу — Александра Осташенкова, звук — Андрей Сорокин).

Удачным выбором на главную роль — двоечника Вити Перестукина стал артист Станислав Мишин. Мишин настолько органичен и обаятелен в роли расхлябанного лентяя, что вызывает у зрителей большую симпатию. Получается не слишком педагогично. Можно понять раздражение Мамы (Татьяна Борисова), теряющей терпение, ибо этого «недоросля» невозможно заставить учиться, но, с другой стороны, эта мама так агрессивна и непоследовательна, так утомительно криклива, что не только дети в зале — на стороне отпетого двоечника Перестукина.

Когда же на сцену выходят истерзанные Витей Учебники (Владислав Савельев, Иван Сухов, Екатерина Апполонова) — справедливый баланс тут же восстанавливается: учебникам действительно есть, за что обижаться на мальчика и есть, за что его наказывать. Придется Вите и Коту (Георгий Ермолаев) исправлять ошибки и учиться получать и ценить знания, которые иногда могут даже спасти жизнь.

На спектакле весело не только юным зрителям, но и родителям, в том числе, папам, приведшим своих юных отпрысков в театр. Они с удовольствием вспоминают собственное детство, радуются знакомым персонажам из популярного советского мультфильма и любуются колоритной «плотоядной» коровой (Татьяна Борисова).

Прочесть статью полностью
Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.