Существуют такие эпохи, которые особо опоэтизированы в сознании людей. Общая сумма воспоминаний, мифов оказывается важнее реальных исторических фактов. К таким эпохам, безусловно, относятся 60-е годы двадцатого века - «Оттепель». Спектакль Игоря Милосердова в Русском драматическом театре города Чебоксары «Музыка для толстых» по пьесе Петра Гладилина – это стремительный бег по главным оттепельным приметам и знакам.
Жанр «Музыки для толстых» обозначен в программе как мистическая комедия в 2-х действиях. За мистику в этой истории отвечает мартовский кот в озорном и таинственном исполнении Владимира Бурова. Желая отомстить за «свои страдания» двум хозяйкам Тоне и Вере, он словно злой волшебник проводит их через различные испытания. Ход несколько искусственный, зато драматург и режиссёр абсолютно свободны в перемещениях сквозь времена и пространства. В первые минуты, когда зрители видят лишь тени главных героинь, звучит «Болеро» Равеля, предвещая разговор о работе и судьбе.
Так, всё начинается со знакомства положительной и чувственной девочки Тони (Юлия Дедина) с интеллектуалом Володей (Александр Смышляев). Артисты играют гротескно, даже слегка кривляясь, подчёркивая чрезмерную эмоциональность своих героев. Утопичность их идей и надежд напоминает диалоги Ани и Пети Трофимова из «Вишнёвого сада». Совсем иная Вера Басманова (Екатерина Мальцева). Яркая и тихая. На первый взгляд циничная, но скрывающая в себе загадку…
Володя Кузнецов – типичный шестидесятник. Александр Смышляев играет его страстно и одержимо, герой проходит через все веянья времени, попытки скрыться от скучной советской реальности. Это и философия, и наука, и театр, и, наконец, религия. Драматург специально переполняет его текст действующими лицами эпохи – Гагарин, Высоцкий. Юлия Денина подчёркивает в своей Антонине натянутость, лицемерие. Очень быстро становится понятно, что её «советское благочестие» – показное, а вера в коммунизм доводит якобы безобидную девушку до банального «стукачества». Актриса очень точно проживает этот испуг перед страшным вдохновением доносчика.
Одна из главных мыслей «Музыки для толстых» – в нашей жизни легко сбиваются радары и ценностные ориентиры, путаются привычные роли. Хороший человек и якобы плохой могут быстро поменяться местами.
От добропорядочности до ханжества один шаг, а легкомысленная девушка может оказаться глубоким и ранимым человеком.
Странным и неприятным кажется лейтмотив физического влечения персонажей друг к другу. Даже кот якобы затевает всю эту историю отчасти из-за ревности. Любовным взаимоотношениям героев в спектакле уделяется большое внимание, хотя эти сцены оказываются наименее правдоподобными и гармоничными.
Пожалуй, самый яркий герой этого спектакля – Коля Егоров (Владимир Глушков). Своеобразный карьерный рост от «блатного пройдохи» до стиляги, млеющего от «музыки на костях» – точный типаж. Очевидно, что он хитёр, не всегда честен, но именно в его поступках, манере, ощущается некая свобода. Большая удача артиста – откровенный и отчаянный монолог о музыке для толстых, «танцах на костях».
Драматург и режиссёр прибегают к волшебному финалу, возвращая к жизни расстрелянного Колю, ушедшего Володю. Молниеносный бег по 60-м годам завершается счастливой развязкой. Подобное решение несколько смазывают атмосферу эпохи. Впечатляет и прыжок в XXI век в последние мгновения действия. Звучит стихотворение современного поэта Влада Маленко, которое отсылает к прошедшему 2020 году – году полному серьёзных испытаний, разбившихся надежд и горьких потерь, теперь это, безусловно, тоже эпоха.
Спектакль Игоря Милосердова – важный и честный разговор о том, что во все времена главное – не потерять свою душу, не уничтожить себя.
Казьмина Анастасия — выпускница ГИТИСа, студентка 2 курса магистратуры театроведческого факультета.