Сергей Юнганс: «Спектакль - это поезд, который идёт по рельсам»
Аргументы и факты-Чувашия, Евгения Ахазова/февраль 2016 г.
Интервью с режиссёром-постановщиком Русского драматического театра в Чебоксарах
Он родился в Твери, но считает себя екатеринбуржцем. Он молод, но неистощим на оригинальные
идеи. В его творческом диапазоне - работа с крупнейшими театральными площадками России и
зарубежья, но он совмещает их с продуктивной работой в Чебоксарах. Кто он, Сергей Юнганс,
человек, внёсший новаторскую мысль в привычную консервативность театра, и что он хочет
донести до местного зрителя?
В преддверии премьеры своего очередного спектакля «Птица Феникс возвращается домой»
режиссёр-постановщик Русского драматического театра отвечает на вопросы «АиФ» - Чувашия».
Не конвейер
- Сергей Сергеевич, бытует мнение, что режиссёр на сцене и в быту - одно лицо с одной линией
поведения. Не пытаетесь и в жизни действовать по сценарию?
- Работа, дом, семья - это всё абсолютно разные вещи. Я умею отличать личную жизнь от
работы.
- А есть ли разница во взаимодействии с актёрами на сцене и в закулисье?
- В принципе, нет. Режиссёр - это руководитель спектакля, и любые проявления панибратства
здесь исключены. Я бы сравнил театр с армией - в метафорическом, конечно, смысле. И мне
кажется, спектакль не разваливается, только если каждый точно и скрупулёзно выполняет свою
задачу и делает тот рисунок спектакля, который был выверен на репетициях. Многие актёры
после премьеры любят импровизировать и переделывать постановку на свой вкус. Я же стремлюсь
именно к такому театру, где актёр и режиссёр своё стремление сделать лучше выражают во время
репетиций.
- А сколько должно пройти репетиций, чтобы артисты услышали от вас долгожданное «Верю!»?
- Всё зависит от уровня погружения актёров в материал, от тех задач, которые ставятся.
Актёру проще работать в той системе координат, в которой он привык, в том способе
существования и в том стиле. Я пытаюсь каждому спектаклю придать новый образ, сделать его
интересным, в первую очередь, для зрителя. Театр - не завод, не конвейер, на ленте которого
проплывают одинаково отштампованные детали, это - школа для актёров. Когда в 2012 году я
ставил здесь «Орфея и Эвридику», было работать очень тяжело. Конечно, и сейчас актёры порой
не понимают, чего именно я от них хочу. Побывав в своё время на стажировках в Европе и
принимая участие в разных фестивалях, я выстроил своё понимание того, каким должен быть
театр - этаким синтезом классической русской школы переживаний и европейской школы
представления. Когда единожды найденная форма закрепляется, и каждый раз она должна быть
сыграна именно по этому образу.
- Но вы допускаете возможность личной зрительской трактовки?
- Мне кажется, что зритель, приходящий в театр, должен увидеть конечный продукт. И увидеть
его в этой форме, даже если актёр болеет, даже если у него нет голоса, вдохновения или
настроения.
Сейчас в умах преобладает клиповое мышление - мы считываем картиночные образы. Допустим,
спектакль «Блондинка» может быть несколько труден для восприятия, потому что в нём заложено
очень много параллельных вопросов. Но театр должен оставлять вопросы для зрителя - о
счастье, о любви, о предательстве - словом, всё то вечное, что не даёт покоя, когда зрителю
хочется найти отклик на терзания своей души. Театр говорит о вечном через частное к общему,
будучи неким ретранслятором времени и проблемы. Во все века сюда приходили за чувством, за
эмоцией. Ну, а для меня, в первую очередь, театр - это поиск. Поиск ответов. Этим он и
отличается от кино.
Театр равно интриги
- Бывает ли, что никак не удаётся найти общий язык с актёром? Памятуя о том, что в своё
время вы тоже находились на подмостках в этом качестве, приходилось ли вам вступать в споры
с вашим непосредственным начальником - режиссёром?
- Наверное, приход в режиссуру и был спровоцирован тем, что у меня было собственное видение
своей роли. На мои предложения внести какие-либо коррективы я получал неизменное: «Ну, это в
каком-нибудь другом спектакле». Я же чувствовал в себе силы что-то донести до зрителя. И
подумал: пусть я лучше буду режиссёром. И тогда у меня появится художественная свобода,
тогда я через творчество смогу выразить мысль.
Да, и сейчас у меня бывают случаи недопонимания с актёрами. Но в режиссуре, как и в политике
(а режиссура - это тоже определённая политика, только на своём уровне), всегда приходится
применять метод кнута и пряника. Мы пришли в театр не выяснять, кто - дурак, а кто - умный;
мы пришли делать свою работу, своё общее дело. А интриги меня не интересуют, интригами
занимается тот, кому нечем заняться. Увы, ни одно закулисье без них не обходится.
- Возникало у вас когда-нибудь желание сыграть роль в поставленном вами же спектакле?
- Да, такие мысли приходили на ум. Но для этого необходимо пригласить режиссёром кого-нибудь
другого. Сочетать эти роли невозможно, их специфика совершенно разная. Актёр видит частно,
он видит только свою роль, режиссёр же видит комплексно.
- Есть ли какие-либо критерии выбора пьесы для постановки?
- В первую очередь, это зависит от артистов: смогут ли они воплотить выбранное произведение
в жизнь. Прочувствование будущего спектакля. А дальше начинается работа с художником, где мы
находим точки соприкосновения, благодаря чему и рождается ключевой образ. Детали приходят
уже во время работы.
Suum cuique (Каждому своё)
- Приходилось вам ставить детские спектакли? Говорят, маленький зритель куда требовательней,
чем взрослый?
- Несомненно. К сожалению, у нас сложилось мнение, что детский спектакль - это халтура.
Очень проблематично создать детский спектакль «семейного плана», чтобы он был одинаково
интересен и детям, и взрослым.
- Таким будет «Птица Феникс» - ваше четвёртое по счёту чебоксарское детище?
- Я планирую сделать его с ограничением 12+, то есть предназначенным для детей старшего
школьного возраста и выше. Спектакль этот всё-таки о любви, и в нём очень много вопросов,
вечных вопросов. Что заставляет человека жить, оставаться на этой земле? Что самое главное в
жизни? Спектакль будет зрелищным, игровым, лирическим, но при этом решённым в достаточно
простой для восприятия театральной форме.
Сейчас я в таком возрасте, когда чем больше работаю, тем больше учусь. Спектакли ставлю так,
как их чувствую, и пока нахожу здесь отклик. Могу сказать откровенно: создать
конкурентоспособный европейский театр в Чебоксарах возможно лишь при наличии финансовых
вливаний. Нужно держать актёров в тонусе - пластическом, речевом, эмоциональном. Нужно
приглашать новых артистов, новых режиссёров, художников, композиторов и хореографов. Не
забывайте про такие понятия, как «ментальность» и «региональность».
Допустим, то, что с успехом пойдёт в Екатеринбурге, городе с богатым культурным наследием,
не будет понято в Чебоксарах. И наоборот. Своими спектаклями я хочу показать чебоксарскому
зрителю такой театр, к которому он ещё не привык. Чем больше будет разных подходов к театру,
тем это будет лучше для зрителя, которого, я считаю, нужно воспитывать. Хотите простой
русской классики? Пожалуйста. Хотите комедии или чего-нибудь интеллектуально-пластического?
Пожалуйста. Или, может, чего-то для души? Вот такая альтернатива всегда должна быть в храме
Мельпомены. Какой получится «Птица Феникс»? Отдадим это на суд зрителю!676 просмотров