
В мае исполнилось 100 лет со дня рождения одного из самых ярких режиссеров в истории Русского драмтеатра
Аркадия Бирюкова. Его спектакли западали в душу не только зрителям, но и актерам, которые нередко считали сыгранные в них роли своими лучшими работами.
Для народной артистки Чувашии Татьяны Яфановой, например, таковой стала княгиня Вера Шеина — главная героиня повести Александра Куприна «Гранатовый браслет». Постановка Аркадия Бирюкова под названием «Да святится имя твое…» (1993) свыше десятка лет пользовалась большим спросом у публики и захлестывала кипением страстей и искренностью чувств, тонкостью материй и богатством жизни человеческого духа. Особую тональность повествованию задавали старинные русские романсы «Твои глаза зеленые» и «Гори, гори, моя звезда», которые настолько глубоко проникли в сердце Татьяны Петровны, что она продолжала их петь даже после того, как спектакль сняли с репертуара.
А заслуженная артистка Чувашии Вера Боровкова рассказывала, что «с прицелом» на ее натуру и харизму Аркадий Бирюков написал инсценировку повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», увидев в актрисе Катерину Измайлову. К сожалению, этим планам так и не суждено было осуществиться, но зато посчастливилось «выстрелить» в другом обожаемом театралами спектакле Аркадия Викторовича — комедии Маргарет Мэйо «Не ходи с чужой женой в ресторан», заваренной на термоядерной смеси фарса, скетча и ситкома. Любовь и ревность, измена и расставание, превратности супружеских отношений и целая паутина запутанных ситуаций, из которых, кажется, не выбраться. Лихо закрученный сюжет в сочетании с убийственной курьезностью образов и их ошеломительным сценическим воплощением производили эффект разорвавшейся бомбы, так что зрители буквально хохотали «в лежку». И хотя американский юмор зачастую считают чрезмерно грубым и дерзким, режиссеру удалось найти ту грань и эстетическую меру, которая отличает третьесортную «бульварщину» от высокого искусства.
Аркадий Бирюков родился в 1925 году в Ростове-на-Дону, участвовал в Великой Отечественной войне, а после поступил в ГИТИС, где учился у выдающихся режиссеров Марии Кнебель и Алексея Попова. В Чувашию приехал по специальной программе по развитию культуры и искусства, в рамках которой столичных постановщиков направляли в разные уголки страны «для поднятия и поддержки провинциальных театров». В числе наиболее знаковых работ в Чебоксарах — «Поздняя любовь» Александра Островского и «Легенда о Паганини» Владимира Балашова, «Ураган» Анатолия Софронова и «Проходной балл» Бориса Рацера, «Утро для тебя» Леонида Моисеева.
Не менее деликатно и со вкусом Аркадий Бирюков «вытачивал» постановки русских и советских комедий, таких настоящих, «нашенских», до боли родных по темпераменту и фактуре, где что ни реплика, то «изюм». Тут и «Мой зять» Льва Митрофанова, и «Стихийное бедствие» Бориса Рацера, и водевили Антона Чехова, и, конечно же, пьесы Александра Островского — серьезная проверка на прочность и на то, как далеко способен зайти режиссер в своем комиковании. Апофеозом чистоты постановочного почерка, ясности изложения и стройности актерского ансамбля можно назвать спектакль «Бешеные деньги» (1972), где блистали народная артистка Чувашии Тамара Красотина, заслуженный артист Чувашии Иван Ефанов, Тамара и Юрий Горошанские и многие другие, кто творил историю Русского драматического театра.
Самоиронии тоже было не занимать, тем более что в жизни Аркадий Викторович или дядя Аркаша, как звала его соседская ребятня, слыл балагуром, добряком и душой компании, с чьим появлением даже самый хмурый день превращался в праздник. А кто собирался с ним за одним столом, отзывались о режиссере так: «Это был человек-огонь — яркий, заводной, жизнерадостный. Рассказывал, как работал в цыганском театре (московском музыкально-драматическом театре „Ромэн“, где Аркадий Бирюков служил некоторое время. — Прим. ред.), хорошо пел и играл на гитаре. Особенно проникновенно у него получалась песня „У тебя на ресницах серебрятся снежинки“. Любил женщин, любил подурить и погонять на мотоцикле. У него был сын, который погиб еще студентом — сорвался с подоконника высотного дома, куда забрался на спор. Дядя Аркаша очень тяжело переживал его смерть, но, несмотря на это, оставался в душе мальчишкой, молодым и озорным. Как-то приезжал к нам с маленькой рыжеволосой дочкой… Когда он приходил в гости, все знали, что будет много веселья, смеха и музыки». А известная киноактриса Наталия Киндинова вспоминала, как в пору ее работы в Латвии режиссер Аркадий Бирюков, на тот момент ставивший спектакль в Рижском театре русской драмы, однажды пригласил ее в ресторан.
Благодарим за материал культурного обозревателя газеты «Советская Чувашия» Марию Митину.