Русский Драматический Театр
Русский драматический театр
Касса  (8352) 57-29-83

«Игроки понтируют на тройку, семерку, туза...» А. Пушкин. Скоро премьера «Пиковой дамы»

8 февраля 2024

Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. Александр Пушкин.

Уважаемые зрители!

29 февраля в Русском драматическом театре состоится премьера спектакля «Пиковая дама» по повести Александра Пушкина — мистической драмы, которую мы представим вам в самую мистическую дату года. В основе повести и спектакля — мистическая история чудовищного по своим последствиям карточного проигрыша молодого инженера Германна, которая в свое время покорил свет.

А знаете ли вы, в какую игру играл Германн?

200 лет назад игра в карты была повальным увлечением в России, и читатели прекрасно знали, о чем идет речь, когда читали, например, «Пиковую даму». Но прошли два века, и мало кто сегодня сможет понять хотя бы вот этот диалог двух игроков из самого начала пушкинской повести.

Мир картёжников был Пушкину хорошо знаком, хотя обыкновенно он играл неудачно и делал крупные долги. Например, страсть к картам едва не разорила поэта во время игры с известным картёжником Василием Огонь-Догановским: Пушкин проиграл ему огромную сумму — 24 800 рублей — и расплачивался несколько лет.

Игра, в которую Германн играет с Чекалинским, называется фараон; во времена Пушкина её называли также банк и штосс. Это азартная и элементарная игра на деньги, где выигрыш зависит от случая.

В ней участвует колода из 44 карт. Самая низшая карта начинается с двойки, а увенчивает колоду туз. Игрок выбирает из своей колоды наудачу какую-либо карту, например даму. Масть карты не имеет значения. Выбранную карту игрок кладет перед собой на стол лицом вниз и пишет мелом на сукне карточного стола ту сумму, которую хочет поставить против банкомета или просто накладывает на карту деньги. Согласившись с назначенным кушем, банкомет из своей колоды начинает раскладывать перед собой карты лицом вверх, на две кучки: первую карту кладет направо, вторую — налево, затем снова направо и опять налево до тех пор пока не выпадет нужная карта — дама.

Правая стопка карт у правой руки банкомета считается стороной банкомета, а левая — стороной игрока. Если дама выпала направо и оказалась в стопке карт банкомета, то выигрывает банкомет и забирает себе деньги игрока. Если же дама выпадает налево, то выигрыш достается игроку и уже банкомет отсчитывает ему свой проигрыш. Вот и все.

Ошибка Германна, соответственно, в том, что он, поставив на туз, с самого начала вытянул из своей колоды вместо туза даму. По совпадению туз и дама оказались в колоде Чекалинского рядом и одновременно легли на стол.

Простота и азартность фараона делали его едва ли не самой популярной карточной игрой в европейском светском обществе как минимум с конца XVII века. Её популярность не ослабевала: в фараон играли и юноши в доме Чекалинского, и — шестьюдесятью годами раньше — старая графиня. Современники Пушкина, читавшие «Пиковую даму», разумеется, понимали, что означает «играть мирандолем» (играть осторожно, не увеличивая ставок), «загибать пароли`» (увеличивать ставки вдвое), «выиграть соника» (выиграть сразу, на первой же карте).

Почему же Германн соглашается с тайной старой Графини, которой, по первости, сопротивлялся?

Пушкинская комбинация карт запоминается элементарно. Во-первых, с самого начала известно, что их три (важное, сакральное число). Во-вторых, когда их тайна открывается, они даются в лаконичной восходящей последовательности: тройка, семёрка, туз.

«Тройка» — это его три столпа жизненных принципов Германна: по его собственным словам, всю жизнь он ставил на три верных карты: расчет, умеренность, трудолюбие. «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» Обратим внимание: «утроит, усемерит» — Германн невольно угадывает тройку и семёрку. Ну и одна из версий — почему туз, по замечанию филологов, говорит так — на стыке слов «утроит, усемерит» скрывается «тус» (туз).

Узнав тайну Графини, Германн начинает бредить тремя картами.

«Увидев молодую девушку, он говорил: „Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная“. У него спрашивали: „который час“, он отвечал: „без пяти минут семёрка“. Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семёрка, туз — преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком». И забыть эту комбинацию становится невозможным.

Ну и конечно, что же такое «Дапа пик»? «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность» и может намекать на загробную месть упокоившейся старой Графини за то, что Германн не сдержал своего обещания жениться на ее воспитаннице. Дама пик в различных гаданиях символизирует двойственность: любая дама означает благотворное женское начало, но пиковая масть обыкновенно трактуется как неблагоприятная, зловещая. В современных Пушкину текстах о картах пиковую даму часто называли старухой или вдовой.

На заставке иллюстрация Василия Шухаева к «Пиковой даме», 1922 г.
Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.