Русский Драматический Театр
Русский драматический театр
Касса  (8352) 57-29-83

115-летию Евгения Бургулова посвящается!

23 декабря 2024

Уважаемые зрители!

20 декабря исполнилось 115 лет со дня рождения театрального художника, члена Союза художников СССР, заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, участника Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.), главного художника Русского драматического театра Евгения Ефимовича Бургулова (1909−1973), первого в республике театрального художника с академическим образованием, чей талант живописца, оформителя и педагога в последствие во многом определили формирование в республике академической художественной школы.

Е.Е. Бургулов оформил более семидесяти спектаклей классического и современного репертуара, из них более пятидесяти постановок в Русском драмтеатре Чувашии. Это сотни костюмов и декораций. Созданные в традициях русской реалистической школы, они, по мнению специалистов, отличались высокой культурой, глубоким проникновением в дух и характер эпохи, тщательностью отделки. «Роковое наследство» Л. Шейнина, «Разлом» Б. Лавренёва, «Бесприданница» и «Сердце не камень» А. Островского, «Накануне» И. Тургенева, «Три сестры» А. Чехова, «Вей, ветерок» Я. Райниса, «Король Лир» В. Шекспира, «Зыковы» и «Мещане» М. Горького, «Свет далёкой звезды» А. Чаковского, «Интервенция» Л. Славина, «Сын века» И. Куприянова — его лучшие спектакли, созданные в содружестве с Евгением Токмаковым, актерами и режиссерами «токмаковской гвардии».

Предлагаем вам познакомиться биографией этого, вне всяких сомнений, талантливейшего и выдающегося художника, который так много сделал для нашего театра.

Евгений Ефимович Бургулов родился 20 декабря 1909 г. на берегу реки Ингода, в селе Доронинском Читинского уезда Забайкалья (ныне Улетовского района Забайкальского края) в семье сельского учителя и акушерки. Мальчик очень рано осиротел. В 1919 г. в селе вспыхнуло восстание против атамана Семенова, организованное бывшим рабочим Путиловского завода и участником штурма Зимнего дворца Амосом Сущих. Восстание было жестоко подавлено, а поддержавших его братьев Бургуловых, Ефима и Андриана, семеновцы на глазах семьи сожгли в стогу сена, младшего Платона после пыток расстреляли. Устинью Константиновну Бургулову, как жену партизана, арестовали, и она пропала без вести. Позже, в период коллективизации, в селе был создан колхоз, который в память о братьях Сущих и Бургуловых получил их имя. Сегодня о тех трагических событиях напоминает памятник, установленный на могиле 63-х погибших в те страшные дни жителей с. Доронинского.

Оставшись одни, десятилетний Женя и три малолетних сестры, кое-как перезимовали при помощи добрых людей, а когда вернулись большевики, их определили в читинский детский дом. Однако мальчик оттуда сбежал. Свидеться с сёстрами ему довелось лишь через много лет — в 1956 г.

Десять лет Евгений Ефимович скитался по Дальнему Востоку, зарабатывая на пропитание, где придётся, пока отдел народного образования г. Владивостока не направил его работать кочегаром на хлебозавод. В 1929 г., когда начались боевые столкновения на Китайско-Восточной железной дороге, он добровольцем ушёл в Красную Армию, чтобы участвовать в боях. Уже в то время у двадцатилетнего бойца проявился талант художника. Е. Е. Бургулов работал во Владивостоке и Хабаровске художником-исполнителем и художником-постановщиком в различных театрах. Из Военного театра Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии молодой художник был направлен на учёбу в Ленинград.

В 1937 г. Е. Е. Бургулов окончил Ленинградский художественно-педагогический техникум и, как отличившийся выпускник, получил направление на подготовительные курсы Академии художеств. В 1939 г. он поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР (ныне Санкт-Петербургская академия художеств им. И. Е. Репина (ВАХ). Е. Е. Бургулов одновременно был преподавателем в художественном училище. Он занимался в мастерской театрально-декорационной живописи под руководством известного театрального художника, живописца, графика и педагога М. П. Бобышева.

«Годы учебы были трудными, — можно прочесть в воспоминаниях студенческого друга Бугулова В. С. Гурина, приведенных в книге А. И. Мордвиновой „Евгений Бургулов. Жизнь и творчество“. — Помощи из дома не имели, посему приходилось подрабатывать на пропитание — ходили на склады грузить и разгружать товары, в порт грузить доски. Иногда имели шрифтовую работу по специальности. … Надо сказать, что Женя упорно занимался…». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

Учёба Бургулова в академическом институте дважды прерывалась. В 1939 г. с первого курса он ушёл на Советско-финляндскую войну, в 1941 г. — на Великую Отечественную. Воевал на Северо-Западном и Ленинградском фронтах. Служил в 533-м стрелковом полку разведчиком, затем замполитом Отдельного рабочего батальона на «Дороге жизни». В мае 1942 г. был переведен в политотдел Управления перевозок Ленинградского фронта, где работал художником, оформлял дорогу наглядной агитацией, рисовал портреты лучших бойцов и командиров. После снятия блокады — командир отделения в Отдельном дорожно-эксплуатационном батальоне. Участвовал в боях по освобождению Кингисеппа и Выборга, западных районов Ленинградской области и Эстонии. Награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

«Евгений Ефимович был художником, и в нашей роте всегда с особым военным юмором была оформлена газета, — вспоминает сослуживица Бургулова Полина Данилова на страницах упомянутой выше книги. — Работы у него было много, он оформлял арку въезда на дорогу: портреты висели на всех пирсах не только солдат нашей роты, но и других подразделений… В нашем батальоне была художественная самодеятельность. Построили большую землянку — зал, который любовно был оформлен художником Бургуловым. Самодеятельность славилась на всем побережье Ладоги…». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

На фронте Евгений Ефимович встретил свою судьбу, чертежницу Антонину Иванову, которая работала картографом на «Дороге жизни».

В 1944 г. воевавший на Ленинградском фронте студент Евгений Бургулов, случайно оказавшийся на пепелище сгоревшего от рук фашистов Мемориального дома-музея И. Е. Репина, нашел среди руин кисть художника. Евгений Ефимович был уверен, что она принадлежала хозяину дома, великому живописцу, и бережно хранил ее всю жизнь.

Институт имени Ильи Ефимовича Репина, чью кисть, он считал своим талисманом, Бургулов окончил через четыре года после Великой Победы. Дипломная работа в ВАХ — оформление спектакля «Горячее сердце» А. Н. Островского бала защищена с оценкой «хорошо». В 2009 г. в дни празднования векового юбилея со дня рождения мастера в Чувашском национальном музее была организована выставка, где впервые в Чебоксарах были представлены копии дипломной работы Е. Е. Бургулова, сделанные с эскизов, хранящихся в его альма-матер.

Выпускник живописного факультета с квалификацией «Художник театрально-декоративной живописи» в 1949 г. получил направление в г. Чебоксары. Евгений Ефимович, Антонина Кузьминична и двухлетняя дочь Лена, не раздумывая переехали в столицу Чувашской АССР, где уже работали их друзья по институту, супруги Василий Гурин и Розалия Ермолаева.

До приезда Е. Е. Бургулова в театрах республики сценографами трудились в основном люди, не имевшие специального образования и начинавшие с помощников декоратора. В Чебоксарах Евгений Ефимович сразу же стал ведущим театральным художником. Причем, работал он художником-постановщиком сразу двух театров, так как чувашский и русский драматические театры располагались под одной крышей, в здании на ул. Союзной, д. 10. После разделения театров в 1959 г. мастер стал главным художником Русского драматического театра,

Актриса Русского драмтеатра в 1948—1955 гг., исполнительница роли Ольги в «Трех сестрах» Ирина Николаевская так вспоминает о Бургулове на страницах книги А. И. Мордвиновой: «Евгений Ефимович никогда не отмежевывался как художник-постановщик от постановщика-режиссера, а самое дорогое — актерского творчества. Он жил нашим творческим процессом в работе над ролями. Мы помним, как, работая…, он не раз как бы в обычной беседе, о „живой Ольге“ проживал сам какие-то моменты этого образа… Он как художник, понимал больше нас, помогал нам, актерам, воспринимать время, поступки персонажей более глубоко и интересно. Так необычно живая, бурлящая творческая способность художника всеобъемлюще воспринимать драматический материал давала ему возможность создавать живое оформление спектаклей — дышащее настроением, звучащее в унисон в актерским ансамблем!». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

«Надолго в моей памяти остались спектакли, которые он оформлял, — рассказывал в биографической книге о Бургулове актер РДТ в 1933—1980 гг., народный артист Чувашской АССР, заслуженный артист РСФСР Александр Дуняк. — Они всегда отличались четкостью, грамотностью, яркостью мысли. Красочны или выразительно лаконичны, они всегда отвечали содержанию пьесы, замыслам постановщика. Евгению Ефимовичу не чужд был театральный эффект. Но эффект не ради эффекта, а хорошо продуманный, поистине художественный, к месту, имеющий меру. Тот, что обычно строится на «чуть-чуть», или, как бытует в актерской среде выражение «вкусный». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

С самого начала жизни в Чувашии и до 1970 г. Е. Е. Бургулов преподавал и в Чебоксарском художественном училище, где вместе с Р. М. Ермолаевой, В. С. Гуриным, И. Т. Григорьевым воспитал целую плеяду известных чувашских художников. «Уже с первых дней учебы в училище мы били наслышаны о нем, о его манере преподавания, о его строгости и твердости в постановке рисунка у студентов, о его убийственном юморе в адрес нерадивых и ленивых учеников- самой сильной движущей силой в учебе, — написано в воспоминаниях народного художника Чувашской АССР, заслуженного художника РСФСР Николая Карачарского, размещенных в книге «Евгений Бургулов. Жизнь и творчество». — Его раскованность и непринужденность, свободная, очень демократичная манера вести себя с любым собеседником, острый всевидящий глаз, блестящий эрудированный ум, богатейшее чувство юмора с не менее богатой фантазией и необыкновенная память быстро сделали его выдающейся личностью в училище. Я не помню момента, когда бы он спутал или не вспомнил имя какого-либо студента. … Вот уже прошло 30 лет со дня первого моего знакомства с ним, а я до сих пор не знаю более интересного собеседника, чем он». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

Продолжателем творческой династии стала Елена Евгеньевна Бургулова 08.12.1947 г. р., известный в республике живописец, пейзажист. Она училась в Чебоксарской художественной школе № 1, в 1968 г. окончила Чебоксарское художественное училище по специальности «Художник-педагог», состояла членом молодежного объединения при Союзе художников Чувашии (1971−1982), с 1971 г. была участницей выставок. Более 35 лет Е. Е. Бургулова работала научным сотрудником и хранителем фондов декоративно-прикладного искусства Чувашского государственного художественного музея (ЧГХМ). В 2018 г. в залах родного ей музея прошла выставка «Души прекрасные порывы», приуроченная к 70-летию со дня рождения художницы, которую Елена Евгеньевна посвятила своим родителям. В экспозиции были представлены ранние живописные работы, выполненные маслом, и совсем новые, акварельные. В своем творчестве художница всегда остается верна красоте природы, тихой жизни разнотравья. По словам искусствоведа, заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики Антонины Мордвиновой, приведенным в пресс-релизе ЧГХМ на сайте музея: «…искусство Елены Бургуловой выходит за рамки пейзажа и натюрморта, в своем глубоком прочувствованном понимании мира оказывается сложнее и шире, чем простое его воспроизведение. Ее творчеством сохраняются понятия, самые важные для искусства — живописное качество, искренность и творческая свобода».

Елена Евгеньевна на станицах книги А. И. Мордвиновой оставила такие воспоминания об отце: «Я помню множество набросков, поисков, которые превращались в интересный эскиз декорации. А на премьере всегда раздавались аплодисменты, как только раздвигался занавес, а я с трепетом ждала, когда он выйдет на поклон вместе с актерами… Он работал с убеждением, что декорация спектакля должна быть прекрасным произведением искусства и передавать подлинное чувство стиля и атмосферы спектакля. В своем искусстве он соединил профессиональное мастерство и талант художника с серьезной художественной подготовкой и культурой. Задачей его было не простое оформление сцены и украшение актеров, а создание пространства, соответствующего тексту пьесы. Его декорации — это самостоятельные картины, которые сохранили свою зрительную притягательность до сегодняшнего дня». В фонде ЧГХМ хранятся живописные работы Елены Евгеньевны и многочисленные эскизы Евгения Ефимовича Бургуловых.

Евгений Ефимович Бургулов ушел из жизни после тяжелой болезни 25 октября 1973 г. и похоронен на кладбище № 2 г. Чебоксары.

Благодарим Госархив современной истории Чувашской Республики за предоставленную информацию.
Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.